Центр прикладной психологии-
   Занятия, для улучшения жизни
         Прикладное к настоящей жизни изучение народного мировоззрения  и психологии русского народа.  Психологическая помощь. Семейное счастье, воспитание детей. Отладка Дела. Обучение  самостоятельной работе по очищению сознания от помех жизни и деятельности. 
          Школа   самопознания,   самосовершенствования,    раскрытия способностей. 
          Народные традиции, как искусство,  для улучшения жизни.   Культурно-историческая   (КИ) психология.
Русские сказки.
Устроитель ЦПП-2С
         
(контакты)
  Обида,   в  русской  народной  психологии
Статьи
 
          Из-за ОБИД разрушилось множество жизней, большинство разрушившихся семей и много совместных дел, производств   и т.д.
          Из-за междоусобных обид постоянно разрушалась Русь, теряя людей и земли, о чем повествует еще «Слово о полку Игореве», как было в его времена:

          «Въстала обида въ силахъ Дажь-Божа внука, вступила девою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синемъ море у Дону, плещучи, убуди жирня времена.
…Усобица княземъ на поганыя погыбе, рекоста бо братъ брату: „Се мое, а то мое же“. И начяша князи про малое „се великое“ млъвити, а сами на себе крамолу ковати, а поганіи съ всехъ странъ прихождаху съ победами на землю Рускую».

          От бессмысленных междоусобных обид, во многом, точно также разрушается Россия и сейчас. Говорит брат брату: «это мое, а то мое же». И говорят про малое, что оно великое. И русские рубят русских.
          Во многом именно потому, что обида стала важной частью нашей жизни.
Поэтому здесь я напишу кратко о современных  психологических представлениях об обиде и о том, как видел обиду русский народ в своей психологической культуре.
          Несмотря на то, что Обида унесла и продолжает уносить жизни людей, в количествах, наверно много превышающих потери в войнах - современная академическая психология не считает ее важной для жизни русских и всей страны. Поэтому она не удостоила ее почти никаким внимаем. Вероятно потому, что это такое естественное и ясное явление в нашей жизни, что в нем все понятно: мрут люди от нее – ну и пусть мрут! Так и должно быть, это ведь естественно. И науке, особенно академической психологии, нечего там изучать.
          Немного писали об обиде языковеды в словарях. Например так:  «
Обида — Огорчение, оскорбление, неприятность, поношение, попрание, поругание, унижение, колкость, укол, шпилька, уязвление, афронт; бесславие, бесчестье, позор. Обида горькая, кровная. Не в обиду будь сказано. Не дам себя в обиду. Личные обиды личности….»   Словарь синонимов
Или так: «Обида — жен. обижда ряз., тул. всякая неправда, тому, кто должен переносить ее; все, что оскорбляет, бесчестит и порицает, причиняетъ боль, убыток или поношение. Кривосуд обида; брань, побои обида; насмешка, дурной отзыв о ком; лишение кого достояния,…» 
Толковый словарь Даля

Но, так как эти определения просто языковые, то они не дают нам возможности проводить прикладную психологическую работу с обидой, то есть – освобождаться от ее влияния.

           Практические психологи в отличие от академических вынуждены заниматься обидами, так как их в большом количестве приносят к ним на приемы люди, пришедшие за помощью. Но, как правило, максимум, что получают такие "обиженные" от практиков - это  обычный для потомков страны Советов – совет:  не обижайся!  Или разными способами запрограммируй себя на другое поведение «безобидное и правильное».
          Но просто «не обижаться» в нашем цивилизованном мире очень сложно, так как в нем на обиде  построена большая часть современной культуры.  Так что можно сказать, что наша культура – культивирует обиду.
         Посмотрите хотя бы на кинематограф, который наполовину состоит из американо-восточных боевиков, воспевающих сильных, но «обиженных» героев, которые мстят за нанесенные им и их близким обиды. А мстят они в фильмах очень победно и, как правило, кроваво – и, значит, этим создают для нас соответствующие примеры «правильного» поведения, которые и подхватывают наши люди.  И таким образом получают все прочие последствия обид, о которых я упоминал в начале статьи.

          Совсем иным было отношение к обиде в русском народе и его психологии. Оно точно описывало природу обиды и, поэтому, давало возможность освобождаться от нее. 
          Народное отношение к обиде было связано с его мировоззрением в целом, и с определенными  знаниями об устройстве и работе сознания.
          Часть этих знаний настолько древняя, что сохранилась в самом русском языке.
          Если человек находится в обиде, то про него говорят, что "
Он обиделся". Это значит, что он обидел - ся, точнее обидел себя. То есть, это не его обидели какие-то виноватые в этом люди, а он сам себя обидел. Откуда же взялось такое понимание? Из того видения мира и жизни, которое народ имел. Вы никогда не обидитесь на грозу или мороз, которые застали вас врасплох. И даже не обидитесь на зверя, который вас поранил на охоте. Значит, обида не относится
к природе. А относится только к
отношениям людей.
          И также, невозможно обидеть-ся, если ты один и ни с кем не общаешься. Но очень даже можно обидеть себя,
когда к тебе как-то относятся другие люди. А как? - Известно как - несправедливо! То есть, получается, что если "они нарушают справедливость", то человек получает ПРАВО ОБИДЕТЬ СЕБЯ. Странно правда?  Вроде того, как в народе говорят: «На зло врагам оторвем себе … уши»
          Или, например, на человека неожиданно напал враг. Это очень несправедливо. Естественно ли человеку в этом случае обидеться и сесть поплакать? Или лучше защищать себя от врага?  Наверно, лучше защищать, так как иначе можно просто расстаться со своей жизнью.  И там, во время боя, не до обид. Значит, человек может себя не обижать, а защищать? - Да!
          Или если враг напал на ваших близких? То тоже, наверно, лучше не страдать, а биться с врагом, спасая своих? И, во время битвы, тоже будет не до обиды, ведь верно?
          Значит, точно можно не обижать себя даже в таком несправедливом случае! А просто защищать или сразу восстанавливать справедливость, то есть действовать.
Значит, обидеть-ся можно только в отношениях между близкими людьми. Тогда, когда опасности для вашей жизни нет. Тогда
можно не действовать, восстанавливая справедливость, а обидеть себя.
           Как говорят многие обиженные - чтобы обидчик знал!- Что? - Что он виноват!
           Вот мы и добрались до цели обижающих себя. Они хотят обвинить в своей обиде своих близких. Чтобы те были виноваты. Чтобы они носили на себе вину, эту тяжесть...
Как говорится -
Вот и вся любовь! Жили-жили вместе, а теперь кто-то решает не восстанавливать сразу справедливость в отношениях, а долго ходить обиженным, чтобы другой навечно знал, что он очень виноват!
Это небольшой и очень поверхностный рассказ об обидах. Но он уже поможет вам понять происхождение ваших обид и, может быть. даже позволит пересмотреть связанные с обидами жизненные решения. Или даже сразу
принять жизненно важное решение на будущее. Например: "я больше не буду обижать себя, а буду бороться за свою жизнь!"

         Конечно, большинству людей это будет непросто, обижавшись всю жизнь, взять и одним решением все обиды отменить. У вас может это не получиться воплотить сразу.
          Поэтому,  чтобы понимать что делать в этом случае, нужно представлять себе устройство сознания более глубоко. Для этого следующая часть рассказа.


          Все обиды, и всегда «незаметно» уносят человека из мира Разума в мир Мышления. То есть, из образов живой текущей прямо сейчас жизни в мир образцов - жестких, ослепляющих и обездвиживающих сознание правил. Которые, тем не менее, очень привычны современному человеку, поэтому часто бывают совершенно незаметны.
          Такой переход в образцы мышления обидевшийся человек делает, воспользовавшись действительным или придуманным им же нарушением справедливости. Обижающийся не исправляет это нарушение. Как правило, потому, что по разным причинам не хочет. И это, неисправленное нарушение остается в сознании характерным давлением на душе. Из-за которого человека начинают преследовать и другие образы подобного давления, сжатия, боли, которые, изредка пропадая, опять возобновляются при любом напоминании о произошедшем. Это состояние
в общем Потоке мышления составляет постоянно действующую отдельную струю мышления, Струю несправедливости.
А как только в мышлении появляется
Струя несправедливости, так сразу рядом с ней появляются ее вечные спутницы - Струя ненависти и Струя мести. Появляются и порождают соответствующие им состояния в сознании.
          Струя Несправедливости часто называется еще Струей Справедливости, это одно и то же. Именно поэтому человека, который бьется за справедливость, называют Борец за справедливость. А в народе его называли Лютый Зверь, так как он обязательно несет в себе ненависть и ведет к мести.
          Мировоззрение нашей цивилизации почитает и взращивает борцов за справедливость, поэтому, многие гордятся этим именем. Это было почетно в социализме и люди стремились стать такими и заслужить общественное поощрение за это. И точно также, в настоящее время русские рубят русских под флагом борьбы за справедливость, и это выдают за собственную силу.
          А на самом деле, просто стравливают ненависть друг на друга – вместо того, чтобы учиться думать и взаимодействовать в решении больших и сложных задач.

          И это именно мировоззрение позволяет нашим внутренним «зверям» так свободно жить и безнаказанно рвать друг друга. А заодно и нас с вами, при первой возможности.

          Народ же называл все происходящее в сознании своими настоящими именами. И, называя любого борца за справедливость не очень приятным прозвищем Лютый Зверь, - заставлял его задуматься: А может быть что-то не так в твоих зверских действиях? – Таким образом, ненависть совсем изживали, и жизнь становилась уютнее.

          Даже в праздничной и, тем более, в обрядовой драке стенка на стенку договаривались «бить зверя». И если кто-то начинал биться зверски – то кричали: «Зверь!» и останавливали схватку. Потом свои сразу же всей гурьбой били озверевшего бойца, чтобы явившегося зверя выгнать. И зверь обязательно уходил из драки – или покидая бойца, стараниями друзей, или вместе с бойцом, если тот не хотел зверя отпускать. И тогда того уже не брали в драку до исцеления.

          Добавлю еще образ поясняющий «физику» сознания при обиде. 
Обида угнетает человека, в прямом смысле, сжимая и сдавливая душу. Как камень, который кладут в бочку с квасящейся капустой для ее сжатия. Камень этот называют – гнет, и также все названные выше три струи мышления вместе в народе тоже называли -
Гнет. Только этот Гнет гнетет не капусту, а Душу. Да еще и гнет ее в дугу.
          Часто такая гнетущая обида ощущается и становится
Камнем на Душе. И обиженный человек начинает носить все время с собой этот "камень ".  Он же впоследствии часто оказывается "камнем за пазухой".
          Так что, совершенно не удивительно, что
обида никогда не ведет к счастью, а наоборот, всегда ведет к разрушению.

          Что же делать в таком случае самому обиженному человеку, когда он действительно хочет избавиться от обиды или его близким, чтобы помочь? –
Конечно, воспользоваться возможностью очищения сознания от помех, которую предоставляет русская народная психология. 

          Осознать  свою обиду как большую ПОМЕХУ жизни. И убирать ее из себя, как и прочие помехи важным делам.

Кратко о том как «убирать».
1)   Найти в своем сознании первоначальное решение обидеться.
2)  Вы спросите - как же их искать? - Так и искать - спокойно, решительно и уверенно. Но главное – искренне, не привирая себе, не украшая свою действительность. Культурно - историческими способами. То есть, из настоящего времени, как годовые кольца с дерева, постепенно снимать с себя слои памяти, то есть наслоений сознания, углубляясь в свою историю. То есть, к истокам той обиды, которая вас захватила.
3)  Потом, найдя мгновение, когда вы приняли решение обидеться, убрать из своего сознания болезненные образы, вкрапленные в это решение.
4)  И,
освободившись от боли, принять решение новое, разумное. Которое не только позволит вам не обижаться, но и позволит создать новый образ действия в подобных случаях.
5)  Этот новый образ нужно проверить в жизни, и донастроить, если нужно.
6)  Дальше, было бы полезно исправить не в сознании, а в земной жизни то, что было сделано вами неразумного и несправедливого под воздействием обиды.

          Только после этого, все в сознании будет исправлено и готово к полноценному продолжению вашего дальнейшего движения по жизни.

Успехов вам, в вашей новой жизни без обид!

Занятия
Очищение и самопознание через совместное пение